Вызов специалиста!
Close
Оставьте телефон и мы максимально быстро перезвоним Вам!
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности».
Православие
Обряд погребения и поминовения усопших в православии
Каждый человек рано или поздно встречается с бедой, безвозвратной потерей близких и родных людей. Одному Богу ведомо, как душа вселяется в тело при зачатии, и как покидает его в момент смерти. После того, как душа усопшего отошла в мир иной, живым людям необходимо позаботиться о ее спасении. Для этого необходимо соблюсти все православные христианские традиции.Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека храм его души, а земная жизнь лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь.
Храмы Пушкина
Приготовление тела к погребению
Тело усопшего омывают теплой водой (символ его будущего предстательства пред Богом После воскресения в чистоте и непорочности): тазик наполняют теплой водой и мягкой губкой крестообразными движениями трижды отирают все части тела, начиная с головы. При омовении читают молитву «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй».
Усопшего облачают в новые, чистые одежды. На груди умершего обязательно должен быть нательный крест. По православной традиции женщин облачают в длинную рубашку, поверх которой надевается платье, на голову надевают платок, на ноги — чулки и мягкие матерчатые тапочки. Мужчин, как правило, облачают в рубашку и костюм. Омытое и облаченное тело полагается на стол.
Перед положением во гроб над телом читают краткое заупокойное моление – литию. Затем тело и гроб окропляют святой водой и, по Возможности, кадят ладаном. На мирянина, кроме обычных одежд, возлагают погребальный белый саван, как покров, напоминающий о белой одежде Крещения.
Во гробе на лоб усопшего возлагается венчик – полоска бумаги с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Под голову почившего кладут подушечку, до уровня груди покрывают погребальным покровом. В руки, поверх покрова, вкладывают Распятие или икону – Спасителя, Богородицы или небесного покровителя.
Сразу после приготовления тела к погребению надо читать:
«Канон за представльшагося» (входит в «Последование по исходе души от тела»), его желательно читать ежедневно вплоть до погребения умершего.
Древним православным обычаем является чтение Псалтири по усопшему.
Из храма гроб несут или везут на кладбище, к могиле похоронная процессия подходит с пением «Трисвятого» в том же порядке, что и ранее: впереди крест, за гробом священник, если он со провождает покойника на кладбище, затем родственники и близкие.
В могиле усопшего полагают лицом к востоку. При опускании гроба вновь поется «Трисвятое». Затем все провожающие умершего в последний путь бросают в могилу по горсти земли с молитвой: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея) (имя)». Усопшего предают земле, согласно определению Господню: «Яко земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19).
Погребение не совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
Могила православного христианина
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Христианская Церковь, переняв этот обычай, украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Его ставят над надгробием или изображают на могильной плите. Принято ставить крест у ног погребенного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест. Но в не которых местах существует традиция ставить крест в изголовье.
Крест над могилой православного одним концом водружен в землю, а другим возвышается в небо — так он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе; что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Кремация
Православная Церковь относится к кремации неодобрительно и дозволяет ее только при обстоятельствах непреодолимой силы – отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение, просьбой усопшего. Все погребальные молитвы, включая отпевания, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или Распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.
Если урна с прахом подхоранивается впоследствии в могилу, при этом действии нужно читать «Трисвятое».
Поминальная трапеза
После похорон обычно совершаются поминки. Начинать поминки следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином.
Первым блюдом на поминальной трапезе должна быть кутья (коливо). Это отваренные зерна пшеницы или риса с медом и сухофруктами (изюм, курага). Зерна служат символом воскресения (как не погибает брошенное в землю зерно, а приносит плод, так и христиане вновь воскреснут для жизни вечной), а мед сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. Существует чин освящения кутьи священником. Для этого кутью приносят в храм к началу службы и ставят на панихидный столик с крестом. Если нет возможности освятить кутью в храме, надо окропить ее дома святой водой. Кутьей поминают усопшего с крестным знамением и молитвой «Упокой, Господи, душу новопреставленного раба (имя)».
Традиционные русские поминальные блюда – блины и кисель. Затем подают прочие яства. В средней полосе России это холодные закуски, первые и вторые блюда, пироги.
Не ставьте в честь усопшего столовые приборы и, что еще хуже, – рюмку или стакан с водкой и хлеб перед его портретом. Все это грех суеверия.
Заканчивается поминальная трапеза всеобщей благодарственной молитвой «Благодарим Тя, Христе Боже наш...» и «Достойно есть..».
Молитвы об усопшем
Желательно сразу же, в день смерти, заказать сорокоуст и о упокоении новопреставленного в монастырях и тех храмах, где ежедневно совершается богослужение. Сорокоуст - это ежедневное поминовение в течение сорока дней во время Божественной литургии - главного богослужения Православной Церкви. Особенной силой обладают молитвы во время Божественной литургии, когда Сам Господь наш Иисус Христос в Пречистых Тайнах Тела и Крови Своей приносится в жертву за всех и за вся, ходатайствуя пред Своим Отцом о прощении наших грехов.
Поминовение сорокоуста совершается на первой части Литургии - проскомидии. Во время проскомидии священник вынимает из просфор (богослужебного хлеба) частицы о здравии и упокоении христиан, за которых подавались записки. В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу с Кровью Христовой, что знаменует омовение души от грехов. Если позволяет финансовая возможность, то желательно заказать как можно больше сорокоустов в разных храмах и монастырях. Новопреставленными называют усопших, со дня кончины которых не прошло 40 дней.
В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение - полгода или год.